Сколько нужно партнеров, чтобы автоматизировать пищевое предприятие?

Ирина Правская
Product-manager отраслевого решения ERP4FOOD
Ни для кого не секрет, что единое окно для всех запросов в части автоматизации – это удобно. При появлении очередной задачи не надо заново изучать рынок, сравнивать кучу вендоров и интеграторов, снимать с ушей лапшу продажников об уникальности и незаменимости именно их решений.

Другой вопрос – реально ли вообще найти такого партнера, который способен решить все ваши задачи? И решить не просто «как-то», а оптимально в плане соотношения затрат и качества. Если реально, то где искать и как узнать таких партнеров? А если не реально, то как минимизировать раздробленность.

Чтобы ответить на эти вопросы, давайте сначала разберемся, по каким принципам вообще можно делить задачи между разными партнерами. Мы выделяем два ключевых принципа:

По предметным областям предприятия
Предприятие – это сложный механизм, работа которого состоит из разных предметных областей:
  • производство
  • склад
  • планирование
  • клиентский сервис
  • и т.д.
В таком разрезе часто возникают вопросы – найти одного партнера и автоматизировать + поддерживать с ним все направления, или выбирать своего под каждое. Несомненно, оба варианта имеют место быть. Читайте дальше, чтобы понять – в каких случаях.

По составным частям проекта
Независимо от того, за автоматизацию какой предметной области вы взялись, скорее всего вам понадобятся:
  • Экспертиза в предметной области (понимание как общих принципов, так и индивидуальной специфики бизнес-процессов конкретного предприятия)
  • Софт
  • Железо (сервера, компьютеры и прочее)
  • Оборудование (принтеры, сканеры, весы, киоски и прочее)
Большинство задач по автоматизации предполагают наличие этих слагаемых для получения результата. Исключение – налоговый/бухгалтерский учет, где вам не понадобится оборудование. Это второй разрез, в котором мы попробуем понять, можно ли с одним партнером? Или даже автоматизируя одну предметную область, партнеров нужно несколько?
Скачайте статью в pdf-формате
Разные партнеры на разные предметные области или один на все?
Укрупненно всех интеграторов можно поделить на 3 категории:
  • Универсалы – решают все задачи во всех отраслях
  • Предметники – решают задачи только одной предметной области (только производство/только склад/…), но во всех отраслях
  • Отраслевики – решают все задачи предприятий одной отрасли (только пищевики/только нефтяники/только сталелитейщики…)
Не будем скрывать: мы считаем, что лучший вариант – идти к тем, кто работает только с одной отраслью. Такие команды постоянно масштабируют свою насмотренность, понимают вас, ваши запросы и потребности. При этом речь идет не только про бизнес-процессы и технологии, но и про особенности организации работы предприятия, которые необходимо учитывать при планировании проектов автоматизации. Как правило, отраслевые интеграторы имеют либо готовое решение, либо наработки, которые позволяют снизить стоимость автоматизации.

Однако, давайте разберем, в каких случаях вполне уместно будет пойти к универсалам или предметникам, не переживая за то, что они не обладают достаточной глубиной отраслевой экспертизы.
Когда можно пойти к интегратору-универсалу?
Одно из двух:
  • Если вы готовы подстраивать свои бизнес-процессы под возможности решения или ваша задача не имеет отраслевой специфики
  • Если вы являетесь опытным функциональным заказчиком и готовы нести ответственность за качество адаптации типового решения под запросы своего предприятия

К универсалам можно пойти, если ваш запрос не имеет никакой отраслевой специфики и не требует особого понимания уникальности работы вашего предприятия. Пример: сдавать отчетность в налоговую. Универсалы прекрасно решат вам эту задачу. В принципе, с ними можно решать и остальные задачи, НО!

Это нормально, когда вы приходите к интегратору и говорите: «У нас есть проблема. Помогите нам ее решить», а он сам говорит, как это лучше сделать. В том числе какое ПО, оборудование и прочие составляющие взять, как именно это решение нужно доработать. И делает это, исходя из своего опыта работы с такими же как вы. Но чтобы этот опыт иметь, нужна насмотренность.

Помните, что решения для сталелитейного или иного завода не подойдут для пищевого производства, как и наоборот. И это не только про софт. Интегратор-универсал не может знать все особенности работы всех отраслей.

Учитывая отсутствие у универсалов понимания отраслевой специфики, лидером экспертизы придется быть вам. Интегратор будет выступать в роли чистейшего исполнителя. Он не готов помочь вам найти оптимальное решение задачи. Может сделать только так, как вы ему скажете. А все риски ошибочности или неточности выбранного пути будут на вас.
Когда можно пойти к интегратору, который работает только в рамках одной предметной области?
Одно из двух:
  • Если вы не планируете в обозримом горизонте автоматизировать другие предметные области
  • Если вы готовы взять на себя управление коннектом партнеров по автоматизации и ответственность за «разруливание» сложностей на стыках систем

У большинства предприятий есть «градообразующие» предметные области. Для производителей это производство, для дистрибьюторов – логистика и склад и т.д. Несомненно, в таких случаях, выбирая интегратора, нужно ориентироваться на его компетенции в том, что оказывает наибольшее влияние на результаты вашего бизнеса. И логично предположить, что такие компании имеют действительно глубокую экспертизу в том, что делают.

Однако, все мы понимаем, что автоматизировать остальные области с таким партнером не получится. Придется искать новых партнеров. И вот тут главное не попасться в ловушку: «мы, пожалуй, на каждую предметную область будем искать интегратора-предметника». Таким образом вы наплодите «зоопарк» партнеров, которые будут вести себя как лебедь рак и щука.

Стыки систем – это абсолютно нормально. А для крупных предприятий лоскутный ИТ ландшафт – это вообще неизбежно. Ненормально – когда систем слишком много. На стыках возникает много сложностей. И если не будет единой точки ответственности, а за каждую систему будет отвечать отдельный партнер, то все эти сложности будут только вашей головной болью, как и руководство коннектом этих партнеров. Никто из партнеров за них ответственность брать не захочет.
Разные партнеры на разные составные части проекта или один на все?
Найти в рынке компанию, которая занимается и железом, и оборудованием, и софтом – можно. Вопрос только в том, насколько глубокой будет у этой компании экспертиза в рамках каждой из этих частей? Не бывает, что все в компании на идеально высоком уровне. Как правило, какая-то зона сильнее, другая – либо отсутствует, либо слабая.

Однако, запрос на работу с одним подрядчиком у рынка все равно есть. Яркий пример: Честный знак. Многие интеграторы стараются этим пользоваться и дополнять свою основную компетенцию, которую они развивали много лет, тем, что запрашивают их клиенты. Итог: по железу у них экспертиза отличная, а по софту и по предметной части – не очень. Ну или наоборот.

Наилучший вариант – это коллаборация. Когда одна компания занимается софтом и имеет экспертизу по предметной части, а другая поставляет железо. Ищите партнеров с выстроенной партнерской сетью внутри. Это существенно облегчит вам жизнь в плане управления взаимоотношениями подрядчиков даже при том, что фактически вы будете работать с разными компаниями.
Делаем выводы
С точки зрения предметных областей мы все так же убеждены, что интегратор-отраслевик – лучшее решение. Но если по каким-то направлениям вы предпочли идти в работу с универсалами или предметниками, рекомендуем вам:
  • Убедиться, что у вас есть грамотный функциональный заказчик, который подготовит подрядчику грамотное ТЗ и проконтролирует его исполнение
  • Определить компетентного ответственного на стороне своего предприятия за управление процессом «лоскутной» автоматизации
  • И по возможности минимизировать количество остальных партнеров по автоматизации
С точки зрения составляющих проекта идеальный вариант – когда несколько компаний коллаборируются между собой. Вы имеете единую точку входа, но получаете при этом полноценную услугу для решение своих задач.
и мы свяжемся с вами в ближайшее время
ОСТАВЬТЕ ЗАЯВКУ
Компания "Константа". Все права защищены.