Уровни прослеживаемости.
Как найти баланс между реальностью и “хотелками”?
Дмитрий Карсаков
Аналитик 1С
Почему мы решили поговорить об этом?
В предыдущей статье мы детально разобрали термин прослеживаемость и определились, что люди чаще всего вкладывают в это понятие. Также мы рассмотрели 4 наиболее распространенных вида прослеживаемости на пищевых предприятиях.

Теперь, когда вы понимаете, какую именно прослеживаемость нужно организовать в зависимости от ваших задач, необходимо построить путь для получения результата. Самая распространенная ошибка на пути к прослеживаемости: сначала выбирать ПО, и только потом думать, как им пользоваться в условиях конкретного предприятия.

Я предлагаю:
  1. сначала сформулировать требования к системе прослеживаемости,
  2. потом осознать, как процессы организованы физически,
  3. и только потом думать, с помощью какого инструмент добиваться прослеживаемости.
Когда физически процессы хаотичны и нет понимания необходимой глубины автоматизации, из проекта ничего не получится.
Если автоматизировать хаос, получится АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ХАОС и только.

Цель этой статьи – помочь вам самостоятельно сформировать требования к системе, последовательно оценивая свои потребности по ряду критериев.
Скачайте статью в pdf-формате
Как организовать прослеживаемость нужного вида?
Предлагаю декомпозировать этот вопрос на 4 частных:
  • Детализация (Насколько детально необходимо вести учет?)
  • Сбор данных (Как организовать процесс сбора необходимых данных?)
  • Достоверность (Как исключить человеческий фактор при сборе данных?)
  • Визуализация (В каком виде представить собранные данные?)
Рассмотрим каждый из них.
Детализация учета
Что это?
Когда мы говорим про прослеживаемость, в голове всплывает термин партионного учета. Партионный учет бывает разным с точки зрения степени детализации. Заходя в проект по прослеживаемости, в первую очередь необходимо определить эту степень детализации, т.е. выделить нужную глубину прослеживаемости. Но не стоит к этому относится в формате “как хочу, так и будет”. Важно находить баланс между сложностью физических процессов и желаемой глубиной детализации.

Уровни детализации учета
  • За сутки или за смену
Такая степень детализации предпочтительна в случаях нелинейных производств, где трудно вести учет по каждой производственной операции. Где достоверные данные по сырью возникают не в начале смены, а по выпуску в конце.
Такой пример специфичен для предприятий формата Фабрики кухни. Там процесс учета осложнен широким ассортиментов продукции, полуфабрикатов и сырья. При этом высокая поточность и нелинейность физических производственных процессов не позволяет замедлять его ведением учета. Золотой серединой в этом случае будет - фиксировать вход и выход по каждому цеху за смену.

  • По каждому выпуску
“Идеальная” степень детализации партий, когда каждая производственная операция рождает новую партию. Данный уровень детализации можно применить для линейных и хорошо организованных производств. Такая детализация может быть на участках куттерования, в случае мясного производства, или тестоизготовления, в хлебных производствах. Эти процессы и физически, и механически могут позволить фиксировать вход и выход по каждому замесу.

Вредный совет
Котловой учет - распространенная в отрасли детализация, когда все сырье списывается на все выпуски за определенный период. Такой формат учета подходит предприятиям которые, не ставят перед собой цели достижения прослеживаемости.

От чего зависит?
Выбирая оптимальную глубину прослеживаемости обращайте внимание на:
  • Цели и задачи проекта. Не стоит усложнять учет, если в этом нет необходимости.
  • Линейность производства. Чем понятней и проще процесс, тем проще углублять его детализацию.
  • Поточность производства. Чем выше оборачиваемость производства, тем сложнее будет учитывать каждую операцию.
  • Ассортимент. Чем шире ассортимент, тем сложнее углублять учет.
Сбор данных
Что это?
После того как решен вопрос детализации, необходимо обогатить этот скелет учетными данными. Здесь очевидна прямая зависимость от выбранного вида прослеживаемости. Если стремимся к прослеживаемости по качеству - собираем качественные данные, если по количеству, - то весовые и количественные, и т.д..
В нашей идеологии автоматизации учета, данные собираются на контрольных точках, (автоматизированных рабочих местах). Отсюда возникает вопрос: как много таких рабочих мест необходимо поставить для достижения результата? И опять я не могу не сослаться на физические процессы производства. Именно от них стоит отталкиваться, принимая решения сужать или расширять промежутки между точками сбора данных.

Уровни частоты сбора данных
  • Сбор данных на уровне управляющего персонала
Мастера смен вносят данные о переработках на своих рабочих местах. Этот вариант приемлем:
- если нет задачи прослеживаемости по количеству, т.к. в таком варианте учета нет возможности достоверно отследить объемы вошедшего сырья и фактического выпуска;
- для некоторых отраслей, например молочной, где без оснащения высокотехнологичным оборудованием физически невозможно отслеживать фактические движения между танками.

  • Сбор данных на стыках цехов
Контрольные точки ставятся на самых проходимых местах, где пересекаются все материальные потоки производства.
Данный вариант будет оптимален для нелинейных или многопередельных производств, например кондитерского. Там не целесообразно ставить точку на каждый передел в силу сложности сбора данных из-за специфики производства, а также дороговизны промышленного оборудования для контрольных точек.

  • Сбор данных на каждом переделе
Данные фиксируются по каждому полуфабрикату в процессе производства.
Такой вариант характерен для процессно простых производств. Он нужен, когда требования к прослеживаемости очень высоки. Пример: линейные мясные производства со строгими требованиями контроля качества (прослеживаемость должна быть на каждом производственном переделе).

От чего зависит?
  • Цели и задачи проекта. В зависимости от выбранного вида прослеживаемости будут определятся как сами собираемые данные, так и частота их сбора.
  • Отрасль. В разных отраслях разные возможности и целесообразность по сбору данных с разной частотой.
  • Линейность производства. Для организации сбора данных важно явно понимать точки пересечения материальных потоков.
  • Бюджет проекта. Сбор данных осуществляется на том или ином виде оборудования. Чем его больше, тем дороже.
Достоверность
Что это?
Важный аспект достижения достоверности данных – отсутствия зависимости от человеческого фактора. Сбор данных можно проводить и в ручном режиме, однако так организованная система прослеживаемости не сможет просуществовать долго. Ошибки ручного ввода будут снежным комом накапливать некорректную информацию.
Хочется выделить несколько способов-примеров повышения достоверности при организации прослеживаемости.

Примеры
  • Машиночитаемая маркировка
Метод повышения достоверности при идентификации SKU и партий при учете. С такой маркировкой все знакомы на примере потребительской упаковки. Это штрихкод товара и/или маркировка Честного знака. Однако, когда мы говорим про прослеживаемость, важно маркировать и далее сканировать все сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию в целях сбора данных.

  • Машинный ввод данных
Метод исключения человеческого фактора при вводе любых учетных значений. Данная задача решается подключением к системе оборудования. Для весовых значений - весы, для измерения расхода жидкости - дозиметры, для качественных - Scada. В таком случае данные, направленные с оборудования в систему, исключают ошибки ручного ввода.

От чего зависит?
  • Цели и задачи проекта. В зависимости от конечной цели (вида прослеживаемости) могут быть выбраны разные варианты повышения достоверности.
  • Объем переработки. Чем больше объемы переработки, тем выше потребность в точности и достоверности данных, т.к. риск возникновения ошибок человеческого фактора прямо пропорционален количеству учетных данных.
Визуализация
Что это?
Все предыдущие основы прослеживаемости формируют достаточную базу данных для решения задач прослеживаемости. Но сама по себе система не сможет пройти аудит, управлять производством, минимизировать потери. Система сама не принимает решения. Решения принимает человек. Система должна представить данные в том виде, в котором человек сможет их корректно проанализировать и интерпретировать для принятия управленческих решений.

Примеры
  • Отчеты и диаграммы
Вариант визуализации данных, который предназначен для получения определенной картинки по тому или иному процессу. В контексте темы прослеживаемости это может быть отчет в формате дерева прослеживаемости по определенной партии продукции или сырья.

  • Автоматизированные рабочие места управленцев - вариант визуализации, который предусматривает возможность реагирования на определенные данные.
Например, рабочее место специалиста по качеству дает возможность блокировать продукцию или передавать ее на более глубокое исследование, исходя их качественных показателей продукции.

От чего зависит?
Внешние или внутренние требования. Вопрос визуализации в большинстве случае будет индивидуальным для каждого отдельно взятого предприятия или даже человека и зависит от требований пользователя, который с ними будет работать.
А вы готовы к таким изменениям?
Обратите внимание, что все шаги на пути к прослеживаемости и получению ощутимых результатов от нее, напрямую зависят от физики процессов. Поэтому, прежде чем заходить в проект, вам надо оценить объем организационных изменений, которые необходимо будет реализовать, и ответить себе на вопрос: а мы к этому готовы?

В рамках нашей технологии внедрения, мы всегда начинаем проект с обследования, чтобы помочь найти ту самую золотую середину между реальностью, в котором существует предприятие, и запросами от бизнеса. То есть выбираем оптимальное решение, чтобы достичь поставленных целей, не перестроив при этом все предприятие.

Подводя итог, хочется подчеркнуть, что на систему прослеживаемости можно и нужно смотреть шире, чем просто как на ПО. В текущих реалиях это, в первую очередь, некоторая учетная и организационная культура на уровне процессов. Система учета - это инструмент достижения прослеживаемости, но никак не волшебная таблетка. Даже на самом идеальном решении невозможно будет достичь поставленных целей, если сама культура учета на предприятии отсутствует.
и мы свяжемся с вами в ближайшее время
ОСТАВЬТЕ ЗАЯВКУ
Компания "Константа". Все права защищены.